Главная Методкабинет Методические объединения Русского языка


Учителя


Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы

Мозолева Екатерина Владимировна

Мозолева Екатерина Владимировна


    

Педагогический стаж - 23 года, квалификационная категория - высшая. Подготовила  победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.

Романова Наталья Михайловна



Педагогический стаж - 17 лет, квалификационная категория - высшая. Является победителем районного конкурса учительского мастерства, финалистка областного конкурса "Учитель года" в 2013 году. Активно участвует в работе педагогического клуба "Журавлик". Подготовила 4 победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.
Баранок Елена Михайловна



Педагогический стаж - 31 год, квалификационная категория - первая. Является организатором районного конкурса "Журавлик". Ежегодно готовит победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.
Юрченко Татьяна Григорьевна


  

Педагогический стаж - 20 лет, квалификационная категория - первая. Является руководителем научно-исследовательского общества учащихся. Подготовила победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе. Под руководством Татьяны Григорьевны учащиеся гимназии завоевывают дипломы на районных олимпиадах, занимают призовые места в районных конкурсах "Буду звездой".

Журавская Ольга Владимировна



Педагогический стаж - 4 года, квалификационная категория - вторая. Подготовила победителей районной олимпиады.
Кривых Наталья Владимировна


Учитель русского языка и литературы, квалификационная категория - первая
Завьялова Светлана Владимировна


Учитель русского языка и литературы, квалификационная категория - первая

План работы

План работы методического объединения

учителей русского языка и литературы

на 2019—2020 учебный год

Цель: повышение качества образования по русскому языку и литературе на основе реализации современных подходов к обучению на базовом и профильном уровне

Задачи:

Создать  условия для совершенствования компетенций педагогов в вопросах, связанных с современными подходами к обучению русскому языку на базовом и профильном уровне

Стимулировать  исследовательскую деятельность педагогов;

Совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на повышение квалификации, обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций.

Пропагандировать  прогрессивный  педагогический  опыт учителей в МО СМИ;

Повышать  компетентность  педагогов гимназии в вопросах создания развивающей среды для высокомотивированных учащихся через самообразование, методическую работу, использование форм индивидуальной  работы с высокомотивированными учащимися на уроке, факультативном занятии, эффективные современные технологии, которые позволяют развивать творческое мышление, умения, навыки в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся

Повышать эффективность  подготовки и проведения непрерывных олимпиад по русскому языку и литературе.

Использовать информационно-коммуникативных технологии и ЭСО для повышения эффективности образовательного процесса, продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;

Совершенствовать работу с одаренными детьми с целью достижения более высокого уровня результативности на областном и республиканском уровнях, через повышение эффективности индивидуальной работы с учащимися.

Создать методические материалы, имеющие практическое значение и позволяющие решать задачи повышения качества образования в гимназии через исследовательскую работу методического объединения, качественно улучшать подготовку и проведение Недель русского языка и литературы.

 

Заседание 1 (август) 

Тема. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году

Форма проведения. Инструктивно- методическое совещание.

Цели. 1) изучение инструктивно-методического письма Министерства   образования в 2019/2020 учебном году;

2) анализ работы учителей МО в 2018/2019 учебном году.

Задачи.

Изучить методические  рекомендации по изучению русского языка в условиях мультипрофильного обучения в учреждениях образования на 2 и 3 ступенях образования;

Проанализировать особенности содержания учебной программы по русскому языку для 10-11 классов на повышенном уровне;

Проанализировать методическую работу МО  за 2018-2019 учебный год;

Спланировать работу гимназического МО на 2019- 2020 учебный год

Научно- методический блок:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2019/2020 учебном году:

– обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (базовый и повышенный уровень) в русле компетентностного подхода;

– реализация современных дидактических подходов в учебных пособиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для VII-VIII классов.

2. Допрофильная подготовка и профильное обучение:

– учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;

– особенности организации учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в X-XI на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;

3.  Результаты мониторинга учебного процесса по русскому языку  экзаменов, контрольных срезов, выступлений учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.

4.  Преподавание русского языка и литературы с учётом анализа и результатов республиканского мониторинга уровня обученности учащихся 9, 10, 11 классов, проведённого в 2018—2019 учебном году

5.  Анализ итогов централизованного тестирования по русскому языку за 2018-2019 учебный год

6.  Анализ итогов республиканского мониторинга качества знаний по русскому языку. Изучение рекомендаций по итогам РКР.

Методический продукт: овладение учителями МО нормативной базой преподавания русского языка и литературы в 2019/2020 учебном году

Литература

Инструктивно - методическое письмо Министерства образования  РБ от 23 июля  2019 года

Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи

 

Заседание 2 (ноябрь)

Тема: Пути реализации компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка в условиях обновления  содержания образования.

Цель: Определение понятия «компетентностный подход» и анализ  эффективных путей реализации компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка в условиях обновления  содержания образования.

Форма проведения: семинар – практикум

Задачи:

раскрыть основные понятия: компетенции, компетентности, компетентностного подхода;

проанализировать прогрессивный опыт  в реализации компетентностного подхода на уроках русского языка;

изучить процесс формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетентностей на уроках русского языка;

Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов  путём обогащения  опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов  обучения учащихся на уроках русской литературы и русского языка

Научно- методический блок.

Теоретические вопросы.

1.Понятие «компетентностный подход» и его реализация в процессе обучения русскому языку (Юрченко Т.Г., Завьялова).

2. Алгоритм построения урока русского языка в системе компетентностного образования (Е.М. Баранок, Кривых Н.В. ).

3. Отбор деятельностных методов и приёмов обучения на компетентностных уроках русского языка в 8 классах (Баранок Е.М.)

4. Приёмы контроля для измерения уровня усвоения компетенций учащихся в процессе познания на уроках русскогоя зыка  (Романова Н.М.).

5.Анализ непрерывных олимпиад с целью подготовки  учащихся  к школьным и районным олимпиадам. (Е.В. Мозолёва).

6. Анализ результатов I этапа репетиционного тестирования (Е.В. Мозолёва, Т.Г.Юрченко).

Учебно- методический блок: анализ фрагментов уроков языка:

Романова Н.М. 5 класс

Журавская О.В. 8 класс

Баранок Е.М. 6 класс

Юрченко Т.Г. 5 класс

Практический блок. Разработка компетентностно ориентированных заданий для уроков русского языка и литературы.

Методический продукт. Памятка учителю по разработке компетентностного урока русского языка.

Литература.

1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.06.2017.

2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)//Высшее образование в России. - 2004, № 11. - с. 17-22. .Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26. .Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 3-8.
 

Заседание 3 (январь)

Тема. Совершенствование контрольно- оценочной деятельности на уроках русского языка

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка и литературы

Задачи

-Изучить дидактические требования к организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы;

- Раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;

- Рассмотреть психологический аспекты организации контрольно-оценочной деятельности;

-Выработать рекомендации по организации и совершенствованию   контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Форма проведения: методическая панорама

Научно- методический блок.

Нормативные документы, регламентирующие контрольно-оценочную деятельность учителя. Уточнение понятий «оценка» и «отметка

- нормы оценки результатов учебной деятельности по русскому языку и литературе;

- осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся согласно нормативным документам (Иванова Е.А.)

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка: оценка степени сформированности правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков. (Кривых Н.В.)

Организация обратной связи учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы (Романова Н.М.)

Проблемы и сложности в организации контрольно- оценочной деятельности на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы(Юрченко Т.Г.,  Баранок Е.М.) .

Использование методов «активной оценки» на уроках русского языка. Из опыта работы(Завьялова С. Н.)

Планирование мероприятий по повышению интереса к книге. Руководство домашним чтением учащихся

Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.

Подготовка к конференции исследовательских работ. Обсуждение тем научно- исследовательских работ.

Учебно- методический блок

самоанализ уроков

взаимопосещение открытых уроков

Романова Н. М. 9 класс

Баранок Е. М. 8 класс

Журавская О.В. 69класс

Юрченко Т.Г. 10 класс

Мозолёва Е.В. 8 класс

Методический продукт

Разработка рекомендаций по организации контрольно-оценочной деятельности для уроков русского языка и литературы с учетом критериев и показателей устного ответа и оценки степени сформированности правописных умений и навыков учащихся.

 

Литература.

Алексина, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И.А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.

Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе / М. Амтаниус. - Москва: Изд-во МГУ, 2008. - 234 с.

Богданова, О. Ю., Леонов, С. А. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова и др. – М., 1999. – 456 с.

Булгакова, И. В. Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы И.В. Булгакова. – М.. 2003.

Кудашникова, Н. Ю., Савина, Л. М. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы / авт.-сост. Н.Ю. Кудашникова, Л.М. Савина.- Волгоград: Учитель, 2009.

Русская литература. Задания для тематического и итогового контроля. 10 – 11 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / С.Н. Захарова, О. И. Царева, Е.А. Темушева. – Минск : Нар. асвета, 2012. – 143 с.

Чехлова, Т. Ф. Домашнее задание : приглашение к дискуссии / Т. Ф. Чехлова // Русский язык и литература – 2008 – № 8. – С. 50–52.5. Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. — М.: Просвещение, 1996.

  

Заседание №5 (июнь)

Тема. Анализ работы МО за 2019-2020 учебный год

Цель. Подведение итогов работы МО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год в рамках самообразования. Определение основных направлений работы МО в 2019-2020 учебном году

Задачи.  Проанализировать работу методического объединения учителей русского языка за 2018-2019 учебный год, использование учителями-словесниками информационных технологий на уроках русского языка и литературы;

Определить основные направления в работе на 2019-2020 учебный год

Научно- методический блок

Теоретические вопросы.

1. Анализ работы МО в рамках самообразования.(Мозолёва Е.В.)

2.  Анализ работы МО за 2019-2020 учебный год(Мозолёва Е.В.)

3. Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.

4. Анализ преподавания русского языка в старших классах в условиях профильного обучения.

5.Рекомендации по работе МО в 2020-20221 учебном году(Иванова Е.А.)

Факультативные занятия


НазваниеКлассУчитель
5Кладовая слов русского языка

Баранок Е.М.

Кривых Н.В.

Завьялова С.В.

6Погружаемся в интересный мир правописания и образования слов

Романова Н.М.

Юрченко Т.Г.

Завьялова С.В.

Поэтические гимны морфологии

Баранок Е.М.

Журавская О.В.

Кривых Н.В.

От значения к написанию

Мозолева Е.В.

Баранок Е.М.

Завьялова С.В.

Секреты синтаксиса и пунктуацииЖуравская О.В.
10Функциональные стили речи

Романова Н.М.

11Правильность речи: языковые и речевые нормы

Мозолева Е.В.


Победители олимпиад

 

Поздравляем победителей II этапа непрерывной олимпиады!

5 класс

Долгая Софья

Моисенко Виктория

Демидкова Елизавета

6 класс

Дамбровская Екатерина

Далидович Александра

Трибушевский Ярослав

Руско Арина

7 класс

Пынькина Ульяна

Еременко Виктория

Костюков Алексей

Середа Анна

Мирошниченко Арина

8 класс

Чайкина Анна

Стук Анастасия

Сильченко Диана

Мурин Денис

Свищев Александр


Поздравляем победителей II этапа республиканской олимпиады по русскому языку! 

9 класс

Шендрик Екатерина, диплом II степени

10 класс 

Масалкова Наталья, диплом II степени

Гурская Милана, диплом III степени

Тиханская Татьяна, диплом III степени

11 класс

Миренкова Снежана, диплом III степени



Победители гимназической олимпиады по русскому языку

Фамилия, имяКлассДиплом
Шукалович Екатерина1 степени
Демидкова Виолетта2 степени
Вислогузова Анастасия2 степени
Долгая Софья3 степени
Лаптинская Виктория3 степени
Кучинский Егор3 степени
Бурмистров Данила3 степени
Павлова Алиса3 степени
Лисовская Полина3 степени
Мозолева Евгения3 степени
Бобро Иван3 степени
Потемкина Ульяна1 степени
Напреенко Ангелина2 степени
Бугай Станислав2 степени
Долидович Александра3 степени
Бокач Владислав3 степени
Воробьева Анастасия3 степени
Лутай Варвара1 степени
Костюков Алексей1 степени
Еременко Виктория1 степени
Середа Анна2 степени
Пынькина Ульяна3 степени
Смирнова Дарья3 степени
Кондратова Елизавета3 степени
Чайкина Анна1 степени
Стук Анастасия1 степени
Мурин Денис2 степени
Мазуренко Анастасия2 степени
Бобыш Ксения3 степени
Марченко Валерия3 степени

   


Победители районной олимпиады по русскому языку


Фамилия, имяКлассДиплом
Моисеенко Виктория2 степени
Долгая Софья 2 степени
Кучинский Егор 3 степени
Бобро Иван 3 степени
Бугай Станислав 2 степени
Долидович Александра 3 степени
Бокач Владислав 3 степени
Лутай Варвара 2 степени
Середа Анна2 степени
Пынькина Ульяна3 степени
Костюков Алексей 3 степени
Стук Анастасия 2 степени
Мурин Денис 2 степени

 

Контактная информация

Директор: Кохова Наталья Петровна
Адрес: 211030, ул. Заднепровская, д. 1,
г. Орша, Витебская область, Республика Беларусь
e-mail: gimn1.orsha@yandex.by
Тел.: +375 216 52 31 55 (приемная),
          +375 216 52 31 56 (зам. директора)